Функциональная грамотность

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».   Леонтьев А.А.

Функциональная грамотность — основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников!

                            ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
— это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественно-научная грамотность

Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

Математическая грамотность

Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Финансовая грамотность

совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Креативное мышление

способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции

сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Приказ по школе                                                                                                            Методическое объединение школы по функциональной грамотности                Памятка для родителей по функциональной грамотности

 

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

​​1. Читательская грамотность ​Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
​2. Естественно-научная грамотность​ ​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
​3. Математическая грамотность​ ​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
​4. Финансовая грамотность​ ​совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
​5. Креативное мышление ​способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
​6. Глобальные компетенции ​сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Банки заданий по функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Электронный банк заданий по финансовой грамотности

Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

Открытые задания PISA

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

Примеры тестовых заданий международного исследования PISA  

Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

Интенсив ЯУчитель 3.0

Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

Тест «Цифровые компетенции педагога» 

Опыт работы по ФГ в образовательной организации

В   период с 11  по 22  февраля 2022 года в школе проведена «Неделя функциональной грамотности».

Цель: определение уровня сформированности  функциональной грамотности  обучающихся. Недостаточно научить ученика  выполнять определенные алгоритмы, решать типичные задания, действовать  в соответствии с заранее построенной моделью. Задача учителя организовать деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формирование  практико-ориентированных  знаний  и умений. В рамках недели проведено: совещание ответственных   за   направления   функциональной грамотности, семинар по формированию функциональной грамотности, открытые уроки. 

Выступления на семинаре по ФГ

Формирование ФГ на уроках географии

Формирование ФГ на уроках математики

Формирование ФГ на уроках русского языка и литературы

Фрагменты уроков по формированию ФГ

Урок русского языка

Урок немецкого языка

Конспекты уроков по формированию ФГ

Формирование читательской грамотности на уроке литературы в 5 классе. Тема Вн.чт. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Ответственность человека перед природой.

Формирование читательской грамотности на уроке литературы в 9 классе. Тема Н.В. Гоголь. «Мертвые души» образ Чичикова.

 

Comments are closed.